Отчёт о походе по р.Ловать

маршрут похода:Великие Луки-Холм

Мой фрегат давно уже на рейде...
из песни

1.Общая характеристика района путешествия

Маршрут проходят по северо-востоку Псковской и юго-западу Новгородской областей. ЛоватьРельеф этой местности представляет собой плоские и волнистые озёрно-аллювиальные равнины, а у г.Холма начинаются плоские и полого-волнистые моренные равнины.
Поэтому река Ловать относительно спокойная равнинная река с перекатами в районах сдвига рельефа. Средняя температура воздуха в начале мая 10-12°С. Река вскрывается в середине апреля. Климат умеренно тёплый, погода очень неустойчива. Вообще область относится к зоне избыточного увлажнения.
Основной источник питания реки - талые воды снегов, поэтому основная фаза в водном режиме - весеннее половодье, когда река проносит 55% годового стока.
В фауне области насчитывается 50 видов млекопитающих и более 250 видов птиц. Своими глазами нам довелось увидеть немногих: ежа кабана, лису и с десяток птиц. Леса в основном лиственные, но их мало, больше кустарников.

2. Основная цель похода

Основной целью похода являлось прохождение маршрута I категории сложности. Последний раз этот маршрут туристами города был пройден в 1976 году. Источники питания нарушены, изменился и характер реки. Некоторые пороги обозначенные на карте оказались размыты и появились новые перекаты. Поход подтвердил эти предположения. К сожалению, отсутствие подробных карт помешало точно определить и нанести изменения, произошедшие на реке.
От отдела краеведения СЮТур определить заброшенные захоронения по берегам реки, если таковые имеются. Все захоронения, которые мы посещали, ухожены местными жителями и поддерживается порядок. Все надписи чётко различимы.

3. Подготовка к путешествию

Подготовка к путешествию сводилась к подготовке снаряжения, тренировкам на воде (походы выходного дня), распределению обязанностей в группе и разработке маршрута путешествия.

4. Подъезды и подходы

ЛоватьНачинать маршрут удобнее после плотины, чтобы её не обносить, Ближайшая автобусная остановка в 300 м от реки по правому берегу (маршруты № 118 и № 4) . Причём, и №118 начинает своё движение от ж/д вокзала и проходит мимо автовокзала, и идёт с интервалом 1,5 часа. Выходить ост. Пивзавод, через дорогу напротив отделение связи и аптека.
Аварийный выход с маршрута можно совершить практически в любом месте, по берегам реки много населённых пунктов. До Подберезья дорога проходит вдоль правого берега то удаляясь, то приближаясь, а до Холма - вдоль левого берега. Магазины и почта есть в следующих населённых пунктах: Карцево, Черпесса, Подберезье, Сопки, Холм, в остальные - приезжает автомагазин по определённым дням недели.
Конечный пункт маршрута г. Холм соединяется автобусным сообщением через п.Локня. Из г. Холм автобус отправляется утром около 8 часов, но расписание часто меняется.

5. Техническое описание основной части маршрута и меры безопасности

27 апреля 1995 год
Маршрут начали с острова Дятлинка. Место ночёвкиРека Ловать в городской черте спокойная, ширина около 60-80 метров. В 200 метрах перед плотиной начинается бетонный парапет. Обнос плотины удобен у правого берега.
К берегу причалить невозможно, сплошной стеной нависающие кусты. Нас обогнала моторная лодка.
После плотины течение ускоряется. Через 400 метров на правом повороте реки перед теплотрассой, проходящей по металлическому мосту, остров. Правая протока сильно захломлена, как и сами берега. 5 км справа впадает р.Лазавица и тут же по правому берегу затопленная баржа. Зеркало реки очень грязное, сплошные нефтяные разводы. Километров через 7 река ускоряет течение и сильно сужается до 15 метров.
В районе впадения р.Крупицы по правому берегу есть маленький пятачок чистого берега. Причалили и организовали перекус. Зеркало реки стало чище. Через 3 км слева впадает р.Насва. Ловать сразу становится шире - 30-40 м. По берегам луга, покосы, стали появляться места для стоянок. Через 4 км от места слияния двух рек д.Карцево. По правому берегу у бетонного моста почта, магазин. В 3 км от деревни Смычка по правому берегу нашли стоянку. Среди высоких елей большая сухая поляна, берег немного крутоват, но лучше места для первой ночевки не видели.
28 апреля 1995 год
4-х местный катамаран В 12 км от места ночевки д.Кострово, первое серьёзное препятствие - деревянный мост. Пролеты завалены топляком и разным хламом. Свободен первый пролёт у правого берега. Усложняют преодоление препятствия остатки подвесного моста, низко висящие над водой в 20 м перед мостом. Проход под тросом у самого левого берега. Течение сильное, причалить перед препятствием очень сложно, мешают кусты.Тщательно все просмотрели и поставили страховку. Первым прошел 4-х местный катамаран и сразу зачалился у правого берега, и стал на страховку.
Затем так же на отрицательной скорости сложным маневром от левого берега к правому прошел 2-х местный катамаран. 2-х местный катамаранРазобрав прохождение катамаранов, указав неточности и ошибки, пустили байдарки. Первое препятствие преодолели без приключений. За мостом на поляне организовали перекус.
Пока дежурные готовили, группа сходила через мост на левый берег. Там на кладбище захоронена разведчица Дроздова Настя. Местная пожилая женщина (жила здесь во время войны) рассказала, как всё это случилось.
Течение стало спокойнее, берега обжитые, мест для стоянок до д. Черпесса нет. Остановились в д.Губаны. Перед мостом на правом берегу кладбище с братской могилой, местные жители следят и ухаживают, кругом порядок. В деревне есть почта и магазин, можно купить молока. Природа однообразная, по берегам кустарник и поля. Чувствуется усталость. Деревня Черпесса - большой посёлок, по правому берегу леспромхоз, козловые краны видны за 2 км, есть почта, магазин, лесничество, школа. За д. Черпесса долго было не найти место для стоянки. В 5 км за деревней по правому берегу, перед впадающим ручьём маленький пятачок чистого берега с выходом на приличную поляну. С воды из-за кустов её не видно. Выше на горке - поле, дров мало. Места для зачаливания мало, байдарки расталкивали по кустам.
29 апреля 1995 год
байдарка на перекатеЧерез 5 км от стоянки короткий перекат. Проходили без просмотра левой широкой протокой. За перекатом течение ускорилось. У деревни Шеневка остановились на перекус.У деревни М.Хочуж перекат на правом повороте реки, шли без просмотра. Страховали и фотографировали с воды у левого берега в совоти катамараном.
У деревни Елдыгино зазевавшегося матроса стащил с катамарана сук свисающего над водой дерева. Купание прошло удачно, спасательный жилет не подвёл. На левом берегу, где р.Локня впадает в р.Ловать, хорошее место для стоянки. Дальше идут поля и деревни. Перед д. Подберезье обозначенный на карте порог не обнаружили, затоплен весенним паводком. Остановились сразу за мостом и совершили экскурсию по местным достопримечательностям. В д. Подберезье есть магазины, почта, школа, церковь.
За д. Подберезье течение усиливается. В 6 км перекат, через 5 км - порог, проходили с просмотром. На правом крутом берегу кладбище, с откоса просматривается весь порог. Река 80 м, с берега страховка не эффективна.
Первым пошел руководитель на 2-х местном катамаране по центральной основной струе. Характер препятствия - высокие валы до 1 м. Катамаран стал на страховку в конце порога за островом. Длина порога 300 м, далее 300 м сильное течение, правый берег зарос кустарником. Фотографирование было весьма неудобно, низкое солнце светило в глаза. Затем пошел 4-х местный катамаран. За ним шли байдарки.кладбище Все прошли успешно и правильно повторили сложный маневр капитана - выход из сильной струи в совоть за островом. Через 5 км сильный перекат на правом повороте реки, течение стало спокойнее. На левом берегу реки в конце д.Лазарево стоит ухоженное кладбище с маленькой рубленой часовней, построенной местными жителями. В 3-х км на правом и левом берегах бетонные доты. Они хорошо видны с воды, на берегу много колючей проволоки. На стоянку стали на правом берегу в начале переката, обозначенном на карте порогом. Выше, в 100 м хорошая стоянка была занята другой группой туристов. Суда оставили на берегу у воды. Лагерь разбили выше на горе. Поляна удобная, есть дрова. Крутом много колючей проволоки, на камнях по берегу много гильз. Здесь шли тяжелые бои. Место под костёр тщательно проверили.




1 мая 1995 год
День начали с Первомайской демонстрации. Набрали сморчков. Провели тренировку на перекате. Разгруженные суда вели себя послушно. После короткого совещания провели посвящение в туристы-водники. Поблажек не было ни кому. День закончили праздничным ужином. Дневку провели активно, даже не замечали падающего снега.первомай посвящение


2 мая 1995 год
Берега стали интереснее, течение быстрое, местами с маленькими и короткими перекатами. На одном из них байдарка села на мель и отделалась маленькой дыркой. Настроение бодрое, мышцы отдохнувшие, шли, не замечая километров. Светило солнце. Остановились у д. Сопки на правом берегу.
3 мая 1995 год
Ночью был мороз, встали рано. Наводили порядок в продуктах и отогревались на солнце. Река становится шире, течение быстрое, русло глубокое. По берегам много мест для стоянок, но по правому берегу близко проходит дорога. В 6 км от д.Сопки перекат, много камней, за перекатом на правом берегу большая хорошая поляна. В лесу много военной амуниции: каски, котелки, пулеметные ленты. Больше перекатов не было. Город Холм появился неожиданно. Суда разбирали на правом берегу перед мостом. Разобрав суда, пошли в город на экскурсию. Побывали на центральной площади, где расположена братская могила. Город небольшой, но чистый и красивый.

6.Выводы и рекомендации

Пройденный маршрут в целом интересен в спортивном отношении, а постепенное нарастание сложности препятствий даёт возможность группе безаварийно закончить путешествие и рекомендуется для начинающих туристов-водников. Река мелководна и наилучшее время сплава весна, или в летние месяцы при подъёме воды.





Данный отчёт был написан в 1995 году руководителем похода Карпулевым Андреем Васильевичем. Отчет представлен здесь как есть без исправлений и дополнений.


ГЛАВНАЯ      СЛЕДУЮЩИЙ ОТЧЁТ



Hosted by uCoz