ОТЧЕТ О ПОХОДЕ ПО РЕКЕ ПОЛИСТЬ
Маршрут похода: Великие Луки - п.Цевло - д.Ухошино - д.Борок - д.Сущица - д.Рукаты - д.Бородино - г.Старая Русса - Великие Луки.
...Неужели это было,
неужели зто было ,так давно...
А.Розембаум
УЧАСТНИКИ ПОХОДА:
1.ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПОХОДА
2. ПОДГОТОВКА К ПУТЕШЕСТВИЮ.
з. ПОДЪЕЗДЫ И ПОДХОДЫ.
Из города до поселка Цевло ехали заказным автобусом. Автобус подъехал прямо к берегу озера Цевло на удобную для сбора судов поляну.
Аварийный выход с маршрута можно совершить до деревни Ухошено на моторной лодке, т.к. дороги отсутствуют и начиная от деревни Карабенец практически в любом месте, по берегам реки много населенных пунктов. На участке Ухошено-Карабенец аварийный выход невозможен.
Конечный пункт маршрута город Старая Русса. Из Старой Руссы есть два утренних поезда до станции Дно. Со станции Дно можно ехать поездом Старая Русса-Новосокольники. Со станции Новосокольники можно доехать на пригородных поездах.
4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
Маршрут начинается от пос.Цевло. В поселке есть магазин, в котором можно закупить продукты и почта.
Прямо на берегу оз.Цевло, на поляне, можно собрать суда и начинать сплав (фото № I). Через 2 км. выход в р.Цевла. Выход зарос тростником и плохо заметен. На выходе из озера ширина реки составляет около 3 м., а на последующих 1.5-2 км. ширина 5 - 7 м. На этом участке много затопленных коряг, по берегам над водой нависают кусты и причалить некуда (фото № 2). Далее река расширяется до 12 - 15 м. Берега заболочены на протяжении всей реки, мест для стоянок нет, местами по берегам растут кусты, свисающие над водой. Течение реки Цевла спокойное. За 300 м.до оз.Полисто сделали стоянку в березовой роще (фото № 3). Хороших мест для причаливания не нашли т.к. уже смеркалось, байдарки затягивали через тростник.
Оз.Полисто большое, 15 км. По правому берегу озера находится деревня, жилые летом. В озере много щуки и окуня. Выход из озера в реку Полисть очень трудно различим из-за тростника и узости реки в этом месте (около 3 м.).
Через 50 м. видны остатки моста. В этом месте под водой много свай, об которые можно повредить суда. Далее ширина реки составляет около 15 м.берега крутые, место для стоянки найти трудно. Вдоль правого берега на протяжении 20 км. тянется заповедник, где стоянка запрещена. Стоянку сделали на месте разрушенного моста, здесь же провели тренеровку по отработке техники самоспасения (фото № 4).
Через 3 км. после стоянки видели деревню Ухошено. Следующую стоянку сделали на обжитой ранее стоянке, где был сделан стол и скамейка. В этом месте река резко петляет влево в очень узкую протоку (около 2 м.) Через 1.5 км. проходили первый перекат на реке. В связи с малым уровнем воды катамаран пришлось стаскивать с камней волоком (фото № 5). Далее на протяжении 5-7 км. река перегорожена завалами, некоторые из которых непроходимы. Через такие завалы суда перетаскивали волоком поверху, т.к. к берегу не подойти (тоже завалы). После завалов река немного расширяется, течение спокойное. Далее реку перегораживает искусственный каменный слив (бывшая плотина или мельница). Сделав обнос стали на стоянку, на которой нашли треснутую банку от каяка.
Далее течение реки спокойное, до деревни Карабинец препятствий нет. В деревне прошли порог (фото № 6). Там же в магазине закупили продукты. Через 3 км. находится пос.Переезд в котором есть магазин и почта. Через поселок протянулось два небольших порога. Первый из них проходили ближе к левому берегу, второй - по центру, т.к. в этих местах меньше камней. За переездом сделали стоянку на правом берегу.
На следующий день отчалили поздно, т.к. ходили отправлять телеграмму о задержке. Пройдя несколько небольших перекатов, дошли до села Белебелка, где находится разрушенная ГЭС. Сделали обнос. В д.Белебелке есть магазин где закупали продукты. Через все село тянется небольшой перекат, большую часть которого суда тянули волоком. Через 5 км. сделали стоянку (фото № 7), и на следующий день устроили дневку, на которой занимались ремонтом судов, стиркой.
На следующий день прошли несколько перекатов (фото № 8), самый длинный из которых проходит через деревню Починки. На стоянку стали на большой поляне на левом берегу, где оказалось много мошки. На следующий день, пройдя длинный перекат в дер.Зимник и несколько коротких, стали на стоянку у подножия дер.Рукаты. От сюда отправили домой Яковлева В.В. с зам.руководителя Тягуновым М.Н. в связи с поступлением в училище. Продолжали путь впятером. В последующие два дня часто встречались небольшие перекаты, большую часть которых преодолевали волоком. Последнюю стоянку сделали на месте впадения левого притока реки Морилки. Далее до Старой Руссы река мелкая, с песчаными отмелями. На левом берегу в селе Ивановское находится заброшенная церковь с красивыми фресками и винтовой лестницой. В Старой Руссе путь преграждает заброшенная плотина - сплошным частоколом вбиты деревянные сваи. Делали обнос. Причаливать лучше всего у моста на левом берегу - там удобно разбирать суда. Вокзал находится в I км. от моста. Со Старой Руссы ехали на поезде с пересадкой на станции Дно . Ну вот мы и дома! (фото № 9)
5.ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Пройденный маршрут в целом интересен и в спортивном отноше¬нии и для приобретения первоначальных навыков. Наилучшее время сплава по реке Полисть - конец мая-июнь, т.е. в среднюю воду. Если идти по большой воде, то многие шиверы и перекаты будут не видны. Если по малой - то приходится суда проводить волоком.